Киноклассика по выходным: «Отель “У погибшего альпиниста”»

Источник: Таллинфильм

Есть писатели, экранизировать которых тяжело — настолько широк был размах творческой мысли, что даже современные визуальные технологии не в силах его воплотить. Есть писатели, чьё творчество адаптировать на экране в нынешних реалиях уголовно наказуемо — попробуйте-ка дословно экранизировать отдельные главы «Декамерона» так, чтоб никто не оскорбился.

А есть Аркадий и Борис Стругацкие. Им с экранизациями не везёт настолько, что по итогу получается невыносимая тарковщина, понятная не только лишь всем, либо «Обитаемый остров» с эффектами уровня вырви-глаз. Или вовсе, вместо эпического фэнтези с экрана льются потоки монохромного говна под бормотание стареющего Ярмольника. Снимались ли приятные исключения? На удивление, да.

Итак…

Справедливости ради сразу оговорюсь — творчество братцев-писателей, ставших кумирами думающей советской молодёжи, я не люблю. То ли всегда было с чем сравнивать из домашней библиотеки, то ли «эффект утёнка» сработал, и прочитанные ранее книги затмили нетленных фантастов. Что ж, тем проще оценить именно фильм «Отель ”У погибшего альпиниста”», вышедший в 1979 году.

Включив его первый раз, не поверил глазам. Ожидая разговорный полу-спектакль, увидеть на экране грамотно выставленные кадры, фактурных, как на подбор, актёров, да ещё в антураже заснеженных гор — большая редкость тех лет. Зрителя с первых секунд окунают с головой в сугроб, по очереди представляя каждого из действующих лиц, начиная с эксцентричного управляющего и сенбернара Лели.

Натурные же съёмки велись вовсе не в Эстонии, как нам представляет начальный титр киностудии Tallinnfilm. В роли европейского горнолыжного курорта у чёрта на рогах выступил казахстанский Чимбулак, а точнее — небольшое местечко Туюк-Су поодаль от шумных трасс. И ведь получилось! Скалистые пики не уступают зимним альпийским пейзажам, несмотря на чудовищную зернистость плёнки «Свема».

Теперь о звуке, который так и не смог стать достойной составляющей советского кино. Он был кондовым, патриотично-ламповым — каким угодно, но только не качественным. А тут ты слышишь до одури приятный хруст свежего снега под ногами, стук каблучков по кафельной плитке пола, а местами прорываются отголоски ветра за стеклом. Может, дело в реставрации, но забивание интершума музыкой минимальное.

Да, музыка. Кто знает, получил бы фильм свой культовый статус, не познакомься режиссёр Григорий Кроманов с молодым эстонским композитором Свеном Грюнбергом. На момент съёмок парню было 23 года, и он, что называется, зажёг. Центральную композицию Ball хоть сейчас запускай саундтреком какого-нибудь атмосферного триллера — встанет в закадровый фон, как миленькая.

С операторскими находками такого успеха, увы, не получилось. Видимо, ограниченное пространство, помноженное на скромный бюджет киностудии, вынуждало изворачиваться в узких «гостиничных» коридорах с полным отсутствием нормального освещения. Хотя, парочка планов, включая взгляд изнутри камина, а также перебивки с «крупняка на крупняк» спасают положение этой необычной постановки.

Благодаря фильму по-новому раскрылся талант модельера Вячеслава Зайцева. Поговаривают, что костюмы для героев выбирали из коллекций, забракованных Общесоюзным домом моделей, а кое-что кутюрье готовил музыкантам советских ВИА. Может быть, именно поэтому красавчик Олаф (играет его, кстати, легенда эстонского балета Тийт Хярм) в каждой сцене выглядит заправской рок-звездой.

Кастинг вообще собрал весь свет прибалтийского кино. Латыш Улдис Пуцитис в роли инспектора Глебски, управляющий в исполнении харизматичного Юри Ярвета блистают так, что невольно ищешь их фильмографии, но она по большей части сводится к чему-то унылому. Тем ценнее в глазах смотрящего становится наша история о загадочных постояльцах высокогорного отеля.

И здесь мы подошли к главному минусу фильма, смолчать о котором — преступление. Каких-то 83 минуты хронометража невероятно мало, чтобы проникнуться надрывной человеческой драмой, в которую превратилась детективная завязка про труп в закрытом доме. Наверное, стоило доверить адаптацию сценария кому-то другому, а не самим товарищам писателям, расставившим неверные акценты.

Искренне удивляют потоки ненависти, которые до сих пор льются на картину от фан-базы Стругацких. Да, книга для многих читавших действительно может показаться лучше самой крутой экранизации. Но видеть в каждом втором отзыве токсичный неконструктивный негатив — как-то оно мелко, господа книголюбы. Посему, не верьте рейтингу 6/10, просто посмотрите хорошее кино.

Наброшу на вентилятор и другую мысль. Проникаясь фильмом, всё меньше хочется перечитывать первоисточник с его вымученным, феерически бездарным финалом, который превратился в абсолютно лишние две минуты эпилога. А вот включить зимним вечером Ball Свена Грюнберга и налить чего-нибудь вкусного в бабушкин гранёный хрусталь из серванта — очень даже захочется.

Add a Comment